Новости Бизнес-платформа ОНФ

59% самозанятых продавцов в России торгуют через маркетплейсы

Крупнейшие российские маркетплейсы «AliExpress Россия», Ozon и Wildberries провели совместное исследование и выяснили, какие ограничения и возможности есть у самозанятых в онлайн-торговле. Оказалось, что потенциал самозанятых реализован не более чем на половину

Более 90 000 самозанятых продавцов работают сейчас через маркетплейсы, отмечается в исследовании (есть у Forbes). На Wildberries количество самозанятых превышает 80 000 человек, эта категория важна, так как всего на маркетплейсе более 400 000 продавцов, отметил представитель компании. У «AliExpress Россия» самозанятых более 7000 человек. Ozon начал работать с самозанятыми с конца сентября 2021 года. «За это время оферту Ozon приняли порядка 3300 предпринимателей, у многих уже идут продажи, другие готовятся к первым сделками», — отмечает представитель маркетплейса. 

Самозанятые могут сотрудничать с маркетплейсами по-разному. Во-первых, они могут быть продавцами. 61% опрошенных занимаются исключительно производством товаров. По закону самозанятые не могут перепродавать товары или торговать продукцией, которая требует сертификации. Поэтому самозанятые выбирают ниши, товары в которых не требуют сертификатов или деклараций: товары для дома и сада, товары для автомобилей, товары для красоты и здоровья, игрушки, сувениры и товары для хобби, спорта, офиса, аксессуары и украшения.

Кроме того, самозанятые могут работать как менеджеры по ведению магазина на маркетплейсе. В таком случае самозанятый оказывает услуги другому продавцу по оформлению карточек товара, загрузке ассортимента на платформу и т. п. Таких самозанятых среди опрошенных было 11%. Остальные респонденты совмещают собственное производство и оказание услуг. 

Маркетплейсы являются самым распространенным каналом продаж для самозанятых (так ответили 59% опрошенных — правда, исследование проводили как раз маркетплейсы). На втором месте по популярности социальные сети (23%), далее в порядке убывания идут офлайн-продажи (10%) и собственные интернет-магазины (9%).


Причины стать самозанятым


Желание продавать свои товары онлайн и на маркетплейсах — самая популярная причина для регистрации самозанятости (35%) среди тех, кто уже вышел на торговые платформы. Каждый третий (29%) стал самозанятым, чтобы оптимизировать налогообложение. Лишь 9% столкнулись с требованием работодателя по основному или дополнительному месту работы о регистрации самозанятости. Среди других причин стать самозанятым — стремление обелить существующий доход, в том числе дополнительный, найти новый источник дохода или поменять вид деятельности.

70% самозанятых зарегистрировали свой статус меньше года назад, а каждый четвертый сделал это уже в период пандемии (от года до двух лет назад). Меньшинство стало самозанятыми после ИП, остальные работали иначе: 64% — по найму, 21% официально не работали.

Как показал сентябрьский опрос hh.ru и YouDo, большинство (74%) самозанятых выбрали такой режим из-за возможности самостоятельно выстраивать рабочий график. Для 62% важна возможность выбирать, с кем сотрудничать, а для 56% — возможность больше зарабатывать, чем при работе на кого-то. 54% исполнителей ценят фриланс за то, что не нужно ни перед кем отчитываться, 51% — что можно заниматься любимым делом, а 44% — что не нужно посещать офис и можно работать откуда угодно.
Главной трудностью фриланса, по данным hh.ru, половина респондентов считает отсутствие стабильного и регулярного заработка.

Чего не хватает самозанятым


Большинству опрошенных самозанятых (63%) не хватает разрешенных видов деятельности в рамках данной формы регистрации. 78% хотели бы заняться перепродажей товаров, 83% — производством и продажей товаров, подлежащих сертификации и маркировке (одежда, обувь, духи, косметика). Сейчас такой возможности у них нет.

 50% опрошенных отмечают, что им не хватает сервисов, оказывающих различные бизнес-услуги: банковские, логистические, торговые. В частности, у самозанятых есть сложности с получением кредитов, лизингом, автоматизацией выставления счетов, приемом безналичной и бесконтактной оплаты, службами доставки. Также самозанятые сетуют на то, что не все маркетплейсы готовы с ними сотрудничать.

Большинство (71%) самозанятых хотели бы увеличить лимит по обороту, но мало кто приблизился к границе существующего: 75% опрошенных имеют годовой оборот до 500 000 рублей. При этом самозанятые рассчитывают на успех в будущем и хотят, чтобы лимитов по обороту не было вовсе (42%) или чтобы они были выше, чем сейчас: 4,5 млн рублей (14%), 3,5 млн рублей (21%) или 6 млн рублей(23%).

Исследование проводилось в октябре 2021 года методом онлайн-опроса самозанятых продавцов российских маркетплейсов. Анкета разработана при участии экспертов «Бизнес-платформы ОНФ». Выборка — более 1200 самозанятых. По данным ФНС на ноябрь 2021 года статус самозанятых в России имеют больше 3,5 млн человек.


Источник: Forbes.ru