Новости Бизнес-платформа ОНФ

Бизнес-отличники: как школьники зарабатывают деньги, а не пятерки

В России десятки тысяч школьников стали предпринимателями — они не просят деньги на кофе, а открывают кофейни.
Эксперты уверены: в будущем юные бизнесмены не будут просить президента починить крышу дома или подвести к нему газовую трубу. Они изменят «Прямую линию», оставив за бортом бытовые проблемы.
Почему сегодня школьники зарабатывают деньги, а не пятёрки, и о чём они будут говорить с президентом — в материале ForPost.

От нужды к бизнесу 
По данным бизнес-омбудсмена Москвы Татьяны Минеевой, в стране более 30 тыс. несовершеннолетних самозанятых. Дети сами зарабатывают на жизнь, никто их не контролирует.
При этом зачастую в глазах взрослых подростки-предприниматели «гребут миллионы рублей», обесценивая культуру.
Лицо молодёжного бизнес-движения, по мнению многих россиян, — тиктокер Даня Милохин. Парень, вышедший в мир из детдома, эпатирует публику и тратит ежемесячно до миллиона рублей.
Об этом подробнее: Почему все испугались Дани Милохина на Питерском экономическом форуме
Однако далеко не все успешные школьники пошли по его следам.
Так, подросток из Чебоксар Глеб Ермолаев в 15 лет начал зарабатывать на букетах цветов и собственной линии косметики. Сегодня он специалист по таргетированной рекламе:
«Я учился в одиннадцатом классе и в какой-то момент понял, что у школьников нет возможности выпить хороший кофе. Я захотел открыть свою кофейню у ворот школы. Меня финансово поддержала одноклассница и учительница. Общий стартовый бюджет составлял 108 тыс. рублей, из которых 28 тыс. я вложил из своих денег. Сейчас кофейня приносит мне 30–40 тыс. рублей в месяц. Мы установили лояльные цены, закупили профессиональное оборудование и качественные продукты», — рассказал свою историю успеха интернет-порталу vc.ru Михаил Данилин.
Дети, занявшиеся бизнесом, отмечают: они устали ждать помощи от родителей и государства. Хочешь выпить хороший кофе — открой кофейню, хочешь подарить девушке цветы — стань профессиональным флористом.
Поэтому неудивительно, что 82% российских школьников хотели бы стать предпринимателями.
По данным прошлогоднего опроса, проведённого компанией MAXIMUM Education совместно с Бизнес-платформой ОНФ, мотивация создать свой бизнес у всех разная: для почти 46% учащихся это заработок, ещё для 35% — воплощение мечты в реальность, а для оставшихся 20% — возможность быть главным.
59% опрошенных школьников хотели бы строить бизнес в России, 41% респондентов — за рубежом. Главным в бизнесе 36% респондентов назвали возможность изменить мир, ссылается на результаты опроса РИА «Победа.РФ».
«Дети, которые зарабатывают, были всегда. Такие подростки были в 80-е, 90-е, они есть и сейчас. [Школьники-предприниматели] скорее исключение, чем правило. Бизнес требует больших усилий, ответственности. Одно дело, когда в него играют, другое, когда люди всерьёз начинают чем-то заниматься. Поэтому я бы предпочёл, чтобы дети сначала получили знания в школе, в колледже, а уже затем занимались бизнесом», — сказал ForPost историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич.

Деньги — мерило успеха 
Социолог, завкафедрой Пензенского госуниверситета Анна Очкина уверена: дети продолжат пополнять ряды самозанятых — это веяние времени. Школьники сформировались в обществе, в котором «результат финансового успеха — ключевой».
Социолог отметила, что «дети это понимают гораздо лучше, чем взрослые». Отсюда такое рвение открыть свой бизнес.
«Медийность сегодня — второй критерий успеха. Поэтому появились такие жуткие слова, как инфлюенсер. Подростки понимают, что медийность — это капитал. Поэтому школьники над ней работают.
Нет ценности знаний. Отсутствуют авторитетные каналы, люди, которые бы эту ценность транслировали так, чтобы это услышали, чтобы это было престижно, интересно. Быть любознательным сегодня немодно, непривлекательно.
Безусловно, есть разные молодые люди, но если подросток хочет добиться общепризнанного успеха, то в первую очередь он обращает внимание на медийность, которая приносит деньги, а не на знания», — сказала ForPost Очкина.
Социолог подчеркнула: в современном российском обществе созидательный труд не в почёте. Если молодой человек откроет лавку по ремонту обуви, то по финансовому успеху он безнадёжно отстанет от шоуменов — доход от услуг и производства «несопоставим с деньгами шоу-бизнеса».
По этой же причине школьников не привлекает социально значимый труд. В почёте он у них «только номинально», так как «не приносит ни финансового успеха, ни уважения».
«Посмотрите, сколько пишут про училок, которые фальсифицируют выборы. К ним такое неуважение со стороны детей…» — отмечает собеседник ForPost.

Параллельная вселенная 
Образовательные учреждения и стартапы учащихся — две непересекающиеся прямые, школа «не способствует становлению детей-предпринимателей», считает социолог:
«Школа превратилась в систему передержки молодых людей и фабрику для подготовки к ЕГЭ. Кто будет учить предпринимательству? Учителя, чувствующие постоянную фрустрацию из-за неоценённости труда и низкого социального статуса? Эти вопросы риторические».
Отчасти мнение собеседника ForPost подтверждают данные опроса, который провели всероссийское движение «Вдохновители» и онлайн-платформа Puzzle English.
Участники опроса в возрасте от 19 до 64 лет вспомнили свои самые смелые бизнес-идеи во время обучения в школе. Среди сложностей, помешавших довести начатое до конца, — недостаток денег и времени (35%), опыта (28%), неуверенность в собственных силах (15%) и необходимость переезда в другой город (4%).
Иными словами, участникам опроса школа не помогла реализовать задуманное, даже несмотря на то, что современной молодёжи «значительно проще запустить свой бизнес, чем это было раньше», сообщает ТАСС со ссылкой на результаты исследования.

О чём говорить с президентом? 
Социолог уверена: нынешние школьники-предприниматели и ребята постарше изменят жизнь в стране, а также скорректируют «Прямую линию» с президентом.
В будущем, считает Очкина, из общения главы государства с россиянами уйдут бытовые проблемы:
«Я не думаю, что социальная ответственность и способность к зарабатыванию денег — это сочетающиеся вещи. Людей с большими деньгами всегда меньше, чем людей со средним достатком и ниже среднего. Если и отпадёт надобность в «Прямых линиях», в ходе которых президент лично чинит кран и ставит ёлку в центре города, то только при условии, что люди активно будут вовлекаться в общественно-политическую жизнь, будут реально пользоваться рычагами демократии».
Некоторые эксперты уверены: нынешние дети-предприниматели будут решать более глобальные проблемы — они на себе опробовали народную мудрость «на президента надейся, а сам не плошай» и хорошо усвоили, что «государство им ничего не должно», а следовательно, не стоит ждать от него помощи при решении насущных проблем.
Ну а пока взрослые граждане всё ещё ждут, что президент обратит внимание на их разваливающийся дом или поможет расчистить двор от мусора. Подробнее об этом читайте в материале ForPost: «Почему засидевшиеся россияне ждут чудес от президента».

Источник: ForPost (sevastopol.su)